Программа дополнительного образования " Сундучок идей"
Исследовательская деятельность развивает познавательную активность детей, приучает действовать самостоятельно, планировать работу и доводить ее до положительного результата. С помощью взрослого и самостоятельно ребенок усваивает разнообразные связи в окружающем мире: вступает в речевые контакты со сверстниками и взрослыми, делиться своими впечатлениями, принимает участие в разговоре.
В образовательном процессе дошкольного учреждения детское экспериментирование позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах, установление взаимосвязей, закономерностей. Экспериментальная деятельность вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение), стимулирует познавательную активность и любознательность ребенка.
Исследовательская работа – дело серьезное, оно не любит спешки и суеты. Разрабатывая программу поиска, надо учить детей вникать в проблему, воспитывать способность предлагать интересные, необычные идеи и учиться их разрабатывать. Источники информации зависят от выбранной темы. Это взрослые люди, справочники, специальные телепередачи, Интернет, собственные наблюдения и эксперименты, энциклопедии, детские книги, посвященные разным сферам жизни и деятельности человека, животным, явлениям природы и т.д.
Программа занятий
Программное содержание
Материалы
Октябрь «Воздушный океан»
1. Встреча с воздушным шариком.
2. Свойства воздуха (опыты).
3. Чистый и грязный воздух.
4. Ветер.
5. Этот удивительный воздух.
6. Парусные гонки.
7. Вдох – выдох.
8. Сухой из воды.
Развивать познавательную активность детей, инициативность; развивать способность устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы; уточнить понятие детей о том, что воздух – это не
«невидимка», а реально существующий газ; расширять представления детей о значимости воздуха в жизни человека, совершенствовать опыт детей в соблюдении
правил безопасности при проведении экспериментов.
Набор воздушных шаров, веер для ребенка, трубочки для коктейля, одноразовые стаканы, целлофановые пакеты для проведения опытов, мыльные пузыри, шприц без иголки, детские вертушки.
Ноябрь «Песок. Глина. Почва»
1.Песок, его свойства. Песочные часы. 2.Глина, ее структура и цвет.
3. Почва. Разновидности почвы.
4. Песочная страна.
5. Песок и глина – наши помощники.
6. Ветер и песок.
7. Свойства мокрого песка.
8. Песчаный конус.
Познакомить детей со свойствами песка, развивать умение сосредоточиться, планомерно и последовательно рассматривать объекты, умение подмечать малозаметные компоненты, развивать наблюдательность детей, умение сравнивать, анализировать, обобщать. Устанавливать причинно- следственные зависимости и делать выводы. Познакомить с правилами безопасности при
проведении экспериментов.
Песочные часы 1 мин., 3 мин., разновидности глины, почвы, лупы, мелкие игрушки, одноразовые тарелки, совки, грабли, песок, мелкие камни, цветная бумага.
Декабрь «Царица-Водица»
1.Путешествие по глобусу. 2.Свойства воды. Кто живёт в воде?
3.О различных агрегатных состояниях воды. 4.Круговорот воды в природе.
5. Почему идет снег?
6. Выявление механизма образования облаков 7.Выявление механизма образования инея 8.Три состояния воды.
Формировать у детей знания о значении воды в жизни человека; ознакомить со свойствами воды: отсутствие собственной формы, прозрачность, вода – растворитель; значение воды в жизни человека: круговорот воды в природе, источник питьевой воды, жизнь и болезни водоёмов. Развивать навыки проведения лабораторных опытов. Закреплять умение работать с прозрачной стеклянной посудой:
стеклянными стаканчиками, палочками; Закреплять умение работать с незнакомыми растворами,
Воронки разного диаметра, резиновые перчатки, одноразовая посуда (стаканы, тарелки, ложки, маленькие ковшики), предметные картинки, сачки, глобус, лоскуты марли, сахар, соль, лимон, вата, сосуды разной формы, пипетки, растительное масло, термометр, платочки, губка.
Информация размещена на официальном сайте согласно Приказа Рособрнадзора от 14.08.2020 № 831 с учётом требований Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных»